Главная » Файлы » Мои файлы |
10.09.2019, 20:51 | |
Одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков и развития исследовательских способностей. В процессе решения данной задачи в ДОУ выделяются основные направления: - формирование у детей представления об экспериментировании и исследовании, как ведущем способе познавательной деятельности; - содействие развитию творческой исследовательской активности детей; - стимулирование у детей дошкольного возраста интереса к фундаментальным и прикладным наукам; - содействие формированию у детей научной картины мира; - популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников. Своеобразие экспериментальной деятельности определяется ее целью: исследование того или иного предмета предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление. Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их понимаю. Окружающий мир, природа – это темы наиболее близкие и понятные ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного. Актуальность темы: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компоненты: -Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); -Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений) -Информация (через опыты, наблюдения дети получают знания) -Здоровьесбережение (через беседы о пользе фруктов и овощей) -Деятельность (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения) Я поставила перед собой цель: - создать условия для исследовательской активности детей; - поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность. Поставленная цель решалась через задачи: - помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; - помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения; - развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. - стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. - способствовать воспитанию и развитию самостоятельности. План работы с детьми 4 – 5 лет
Сентябрь. «Этот удивительный песок» цель· Познакомить детей с происхождением песка, строением (песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок) и применением (мокрым песком можно лепить), со свойствами сухого песка (сыпучесть), способность песка пропускать воду. · Обогатить речь детей словами лаборатория, сыпучий, рыхлый, песчинки активизировать словарный запас сухой, влажный, мокрый. · Развивать произвольное внимание и творческое мышление и воображение; умение путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи; познавательный интерес к процессу экспериментирования. · Воспитание интереса к окружающему миру, чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы. Октябрь «Воздух вокруг нас» · Закрепить и уточнить знания детей о воздухе и его свойствах. · Познакомить детей с тем, что воздух повсюду окружает нас: он есть в пустых предметах и в нас, мы дышим воздухом. · Формировать представления о значении воздуха в жизни человека. · Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы. · Развивать мышление, наблюдательность, любознательность. · Расширять и активизировать словарь детей. Ноябрь «Удивительный магнит» · Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». · Формировать у детей интерес и представление о свойствах магнита, умение приобретать знания с помощью проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. · Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. Январь «Свойства снега» · Закреплять знания о свойствах снега и различных его состояниях ; · Развивать познавательную активность в процессе мышления и самостоятельного выполнения опытов; · Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности. Февраль «Свойства воды» · Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода-жидкая, прозрачная ; у воды нет вкуса) · Учить использовать разные обследовательские действия (наблюдение за отражением в воде, как вода течет, разливается, добавить в воду сахар – изменение вкуса, добавить краску – изменение цвета). · Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные вывода, суждения: «вода течет, потому что она жидкая», «камушки видно, потому что вода прозрачная». Март «Без света- беда, а со светом - красота» · Дать детям первичные представления об определенных условиях жизни растений, организмов (почва, влага, температура, солнце, свет) ; Апрель «Огород на подоконнике» · Познакомить детей с различными видами семян (помидоры, огурцы, цветы), корнеплодов (картофель, лук), со способами ухода за посевами растений; · Развивать познавательный интерес и активность: посадка и уход за растениями; наблюдение стадий их роста. Май «Солнечный зайчик» · Познакомить с понятием «солнечный луч» и «солнечный зайчик»; · Расширить знания детей о явлениях неживой природы; · Развивать речь, внимание, логическое мышление; · Воспитывать любовь к природе, интерес ко всему новому. Работа с родителями *Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» *Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» *Памятка «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | |
Просмотров: 360 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |