Главная » Файлы » Мои файлы

«Экспериментирование и исследование, как эффективный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
10.09.2019, 20:51

Одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков и развития исследовательских способностей.

В процессе решения данной задачи в ДОУ выделяются основные направления:

- формирование у детей представления об экспериментировании и исследовании, как ведущем способе познавательной деятельности;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у детей дошкольного возраста интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Своеобразие экспериментальной деятельности определяется ее целью: исследование того или иного предмета предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их понимаю. Окружающий мир, природа – это темы наиболее близкие и понятные ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компоненты:

-Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

-Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

-Информация (через опыты, наблюдения дети получают знания)

-Здоровьесбережение (через беседы о пользе фруктов и овощей)

-Деятельность (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Я поставила перед собой цель:

- создать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Поставленная цель решалась через задачи:

- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

- способствовать воспитанию и развитию самостоятельности.

План работы с детьми 4 – 5 лет

 

Сентябрь.  «Этот удивительный песок»  цель· Познакомить детей с происхождением песка, строением (песок состоит из очень мелких частиц - зёрнышек песчинок) и применением (мокрым песком можно лепить), со свойствами сухого песка (сыпучесть), способность песка пропускать воду. · Обогатить речь детей словами лаборатория, сыпучий, рыхлый, песчинки активизировать словарный запас сухой, влажный, мокрый. · Развивать произвольное внимание и творческое мышление и воображение; умение путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи; познавательный

интерес к процессу экспериментирования. · Воспитание интереса к окружающему миру, чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Октябрь «Воздух вокруг нас» · Закрепить и уточнить знания детей о воздухе и его свойствах. · Познакомить детей с тем, что воздух повсюду окружает нас: он есть в пустых предметах и в нас, мы дышим воздухом. · Формировать представления о значении воздуха в жизни человека. · Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы. · Развивать мышление, наблюдательность, любознательность. · Расширять и активизировать словарь детей.

Ноябрь «Удивительный магнит» · Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». · Формировать у детей интерес и представление о свойствах магнита, умение приобретать знания с помощью проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. · Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Январь «Свойства снега» · Закреплять знания о свойствах снега и различных его состояниях ;

· Развивать познавательную активность в процессе мышления и самостоятельного выполнения опытов; · Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности.

Февраль «Свойства воды» · Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода-жидкая, прозрачная ; у воды нет вкуса) · Учить использовать разные обследовательские действия (наблюдение за отражением в воде, как вода течет, разливается, добавить в воду сахар – изменение вкуса, добавить краску – изменение цвета). · Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные вывода, суждения: «вода течет, потому что она жидкая», «камушки видно, потому что вода прозрачная».

Март «Без света- беда, а со светом - красота» · Дать детям первичные представления об определенных условиях жизни растений, организмов (почва, влага, температура, солнце, свет) ;

Апрель «Огород на подоконнике» · Познакомить детей с различными видами семян (помидоры, огурцы, цветы), корнеплодов (картофель, лук), со способами ухода за посевами растений; · Развивать познавательный интерес и активность: посадка и уход за растениями; наблюдение стадий их роста.

Май «Солнечный зайчик» · Познакомить с понятием «солнечный луч» и «солнечный зайчик»; · Расширить знания детей о явлениях неживой природы; · Развивать речь, внимание, логическое мышление; · Воспитывать любовь к природе, интерес ко всему новому.

Работа с родителями

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

*Памятка «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 353 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: