Главная » Файлы » Мои файлы

Игровая технология в нравственном развитии детей.docx
02.09.2013, 13:28

 Игровая технология в нравственном развитии скачать..docx

Из опыта работы воспитателя старшей логопедической группы МДОУ «Колосок» Тишкиной Н.Г.

«Игровая технология в нравственном развитии детей»

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может находиться в обществе, не общаясь друг с другом.

Первая форма социального контакта – улыбка, комплекс оживления, которые возникают между ребенком и воспитателем, и, вообще, взрослым человеком.   

 Развитие личности происходит по двум направлениям: социализация  (присвоение общественного мнения, опыта) и индивидуализация (самостоятельное принятие решений).

Задачи нравственного развития детей и технологии ее реализации специально не прописаны, хотя сейчас много говорится о том, что воспитание, в контексте личностно-ориентированного подхода,  должно пониматься «как  приобщение к миру человеческих ценностей». Именно в дошкольном возрасте «формируются начала нравственного сознания».

Современная ситуация в дошкольном образовании объективно является не простой. Неуклонно растет число отклонений в развитии у детей: заметен рост психических нарушений, агрессия, нарушение поведения в деятельности. Здесь, конечно, просто необходима помощь психолога.

Мы знаем, формировать в детях нравственную личность очень сложно, особенно в наш современный век, но это просто необходимо. У наших детей часто проявляются злость, ненависть, грубость, раздраженность. И  в этом случае  педагогу нужно задуматься, прежде всего, о себе: какой я? А может быть я в чем-то неправ?

Тон встреч, общения, расставания, излишние крики на  детей, манера общения с коллегами. Если это все в педагоге заложено, то не о какой нравственности разговора быть не может.

Каким образом в нашей группе осуществляется работа по нравственному воспитанию?

Нами создана определенная система, которая основана на следующих структурных единицах:

  1. Деятельность - как основа всей жизни ребенка в ДОУ, построенная на игре. (утренние приветствия, обсуждения «Наш день в детском саду», «Наши добрые дела»)
  2. Профилактика  психологических  негативных состояний детей: агрессивность, беспокойство, тревожность. («Сонные игрушки», музыкальная релаксация, путешествия со сказкой).
  3. Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков, их реализация в общении и игре: «Дружные ребята», «Клубочек», «Цветок дружбы», домино, лото.
  4. Образовательная деятельность с нравственным содержанием по разделам программы : работа над эмоциями, пиктограммы, рассматривание образов людей с различной мимикой, музыкальные  игры, ФЦКМ, «Труд людей», «Профессии», «Природа», «Животный мир» и т.д.
  5. Сюжетно-ролевая игра – ведущее место в жизни детей. Дети самостоятельно выстраивают сюжеты и ситуации. Наиболее востребованными  сюжетами у детей становятся игры:

- «Семья» (совместный отдых, встреча, уборка, подготовка к празднику, забота о ближних)

- «Больница» (поликлиника, аптека, ветеринарная клиника, травмпункт)

- «Магазин» (отделы, палатки, касса, виды магазинов)

     - «Почта» (сберкасса, почтовые услуги)

     - «Парикмахерская» (мытье, макияж, укладка, косметика)

     - «Детский сад» (занятия- игры с воспитателем, труд, прогулки, наблюдения)

     - « Цирк» (арена, клоуны, гимнасты)

     - «Ателье» (примерочная, ткани, выкройки)

6.  Дидактические игры: предлагаем их более подвижным детям, учим игровым действиям и поведению, соблюдению правил в игре, усложняя структуру игры. Дети любят играть в игры соревновательного характера.

7.  Театрализованные игры – очень любят дети. Они самостоятельно организуют  концерты, кукольные спектакли, обыгрывают готовые сюжеты.

На основании вышесказанного, хочется отметить следующее:

  1. Введение режимных ритуалов сплотило детей, отношение друг к другу становится более внимательным.
  2. Использование «сонных игрушек», элементов путешествий со сказками и релаксационных моментов решило  проблему с дневным сном.
  3. Дежурство по кубикам-неделькам научило детей планировать свой день.
  4. Доска «Мои добрые дела» помогла нам еще лучше  узнать детей, понимать их, вместе с  ними радоваться успехам.
  5. Привлечение родителей к этой работе улучшило у многих семейные взаимоотношения.
  6. Разнообразие игр в группе дает возможность детям развивать и закреплять в себе понятие «нравственно развитый человек»- кто он? Каким он должен быть?

Сейчас мы работаем по трем программам: «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной, «Добрый мир» Л.Л. Шевченко, «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, где детям через игры, беседы, просмотры дается огромная информация о формировании нравственных качеств: доброте, взаимопонимании, культуре общения, сопереживании, взаимопомощи, любви ко всему живому, близким тебе людям.

В группе, также, проводятся викторины, досуги, просмотры фильмов, инсценировки сказок, обыгрывание ситуаций из личного опыта детей, чтение художественной литературы.

Созданы все условия развивающей среды для формирования у детей нравственных качеств. Ведется большая работа с родителями: еженедельно обновляется информация на стендах родительского уголка, ежедневные консультации по злободневным вопросам родителей, привлечение родителей в жизнь группы путем выполнения творческих выставок «Сделай своими руками», отражение некоторых праздников через стенгазету, родительские собрания с выступлением педагогов на тему: «Если ваш ребенок агрессивен», «Уроки доброты».

Из опыта работы можно сделать следующие вывод:

- Проблема становления нравственных качеств в современном обществе связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры поведения и общения.

- Родители недостаточно уделяют внимания своим детям. Может быть в меру  занятости, а может быть просто неправильно воспитаны.

Задача педагогов - обратить должное внимание в воспитательно -образовательной работе на формирование положительных нравственных качеств не только у детей, но и у их родителей.

«Нравственный человек – это тот, кто может подарить улыбку и подарить улыбку своего сердца» - Н.К.Крупская.

Список литературы:

 

  1. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 2004.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2003.
  3. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.
  4. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 2001.
  5. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2001.
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.
Категория: Мои файлы | Добавил: defaultNick
Просмотров: 610 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: