Главная » Файлы » Мои файлы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10.09.2014, 12:56

 «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

(Сухомлинский В. А.)

Детская   игра  это   не  пустое  провождение  времени,  а  педагогический   прием   воспитания    личности.  Игра – это  самая  любимая  и  естественная  деятельность детей.  Ребенок  начинает  играть  с  первых  дней   своей  жизни.  Сущность  игры  в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности.

В игре  дети  учатся  применять  свои  знания  и  умения  на  практике,  пользоваться  ими  в  разных  условиях.  Играя, дети  вступают  в  общение  со  сверстниками, их  объединяет  общая  цель,  совместные  усилия  к ее  достижению,  общие игровые переживания. Они  оставляют  глубокий  след  в  сознании  ребенка  и  способствуют  формированию  добрых  чувств,  навыков  коллективной  жизни.  Игра  занимает   большое  место  в  системе  физического,  нравственного,  трудового   и  эстетического  воспитания.  Ребенку  нужна  активная  деятельность,  способствующая  повышению  его  жизненного  тонуса,  удовлетворяющая  его  интересы,  социальные  потребности.

Усвоение  новых  знаний,  расширение  кругозора в  игре  происходит  успешнее,  чем  в учебной  деятельности. Поставленная  в  игровой  форме обучающая  задача,  имеет  ряд  преимуществ,  так как  в  игре  ребенку  понятна   сама  необходимость  приобретения  новых  знаний  и  способов  действий.  Увлеченный  замыслом  игры,  ребенок  учится, не замечая   возникающих затруднений,  которые  требуют  перестройки   его  представлений об окружающем мире.  Если  в  организованной  образовательной  деятельности  ребенок  выполняет  задание  взрослого,  то  в  игре  он  решает  свою  собственную  задачу.

Включение в организованную  образовательную  деятельность игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Поэтому,  работая  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста,  мы  внедряем  в  организованную  образовательную деятельность разнообразные  формы игры: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации  и др. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре детей с разным уровнем знаний.

С  помощью  игр  обучение  ребенка  идет  эффективнее.  Знания,  полученные  через  игру,  позволяют  дать  ребенку  уверенность в  своих  силах,  развивает  их  познавательную  самостоятельность.  Мы  ставим  перед  собой  такие    задачи,  которые помогают  развивать  у  детей  память,  внимание,  мышление,  воображение,  так  как  без  этих  качеств  немыслимо  развитие  ребенка  в  целом.

Введение  дидактической  игры  в  организованную  образовательную  деятельность  делает  процесс усвоения  учебного  материала  увлекательным  и  интересным, так  как  они  имеют  широкий  спектр  возможностей   в  образовательном  процессе,  как  форма  обучения  в   коллективной  деятельности  детей  под  руководством  взрослого.

Дидактическая игра позволяет  в  непринужденной  обстановке   осваивать  самое  сложное  познавательное  содержание.  При  помощи  дидактической  игры  дети развивают сенсорные способности – учатся  различать   формы:  «Подбери  по  форме», «Какие  бывают  фигуры»;  величины: «Башня», «Найди  ленточку  такой  же  длины»;  цвета: «Подбери  по  цвету»;  звуки:  «Угадай,  где  звонит», «Угадай,  что  я  делаю», «Определи  инструмент»; материалы: «Найди  такой  же»; делать  простейшие  обобщения: «Объедини  предметы»; «Назови одним словом»;  словесные  игры  дидактические  игры: «Отгадай,  что  опишу».

Е.И. Тихеева  писала  о  том,  что  дидактические  игры  нельзя  рассматривать  с  точки  зрения  ценности  одной  лишь  дидактической  цели;  эти  игры  способствуют  развитию  всех  сторон   человеческой  личности.

В  комплексном  подходе  к  воспитанию  и  обучению   дошкольников  в  современной  дидактике  немаловажная  роль  принадлежит  занимательным  развивающим  играм,  задачам,  развлечениям.  Они  интересны  для  детей,  эмоционально  захватывают  их.  А  процесс  решения,  поиска  ответа,  основанный   на  интересе  и  задаче,  невозможно  без  активной  работы  мысли.  Этим  положением   и  объясняется  значение  занимательных  задач  в  умственном  и  всестороннем  развитии  детей.  В  ходе  игр  и  упражнений  с  занимательным  математическим   материалом  дети  овладевают  умением  вести  поиск  решения  самостоятельно. Систематическое  упражнение  в  решении  задач  таким  способом  развивает  умственную  активность,  самостоятельность  мысли,  творческое  отношение  к  учебной  задаче,  инициативу.

Развивающая  игра – это  полноценная  и  достаточно  содержательная   для  детей  деятельность,  имеющая  свои  побудительные  мотивы  и  свои  способы  действий. Целью  таких  игр  являются  два  аспекта:  познавательный,  воспитательный. Пример  таких  игр  «Где  же  пара?», «Кто  лишний?», «Чудесный  мешочек»  и  другие.   

Дети младшего дошкольного возраста всегда  стремится к чему-то  необычному,  веселому,  поэтому  положительные  эмоции  защищают  детей  от  умственных  перегрузок,  ведь  то,  что  развлекает,  никогда  не   утомляет. 

Главный  методический  принцип  в  использовании  развивающих  игр – их  многократное  повторение,  которое  является  необходимым  условием  развивающего  эффекта.  Дети  по-разному  и  в  разном  темпе  усваивают  все  новое  для  них. Систематически  участвуя  в  той  или   иной  игре,  дети  начинают  понимать  ее  содержание,  лучше  использовать  условия,  которые  создает  игра  для  освоения  и  применения  нового  опыта.

Используя в образовательном процессе различные игры и игровые моменты, мы обратили внимание, что детям нравятся игры-путешествия.  Использование таких игр, как «Как мы гуляли», «Гуляем по разным дорожкам», «Мы пойдем в зоопарк», «Путешествие», «Мы по улице идем», «Магазин игрушек», «На прогулке»  и др. помогает в решении  задачи образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное  творчество», помогает детям лучше усвоить  пространственные направления, обобщающие понятия, сравнение двух групп предметов, величины, знакомство с частями суток, элементарным правилами дорожного движения и многое другое.

Активизация младшего дошкольника достигается интересными проблемными игровыми ситуациями: «Где спрятались малыши?», «Волшебная кисточка» и др., решая которые, ребёнок учится сравнивать и сопоставлять, устанавливать сходство и    отличие.  Он открывает  окружающий мир,  учится  ориентироваться в нем, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию  и принимать чужую, у него  развиваются творческие способности.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами,  осознанно  действовать  в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией.  В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры («По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Найди свой цвет», «Найди предмет», «Бегите к дереву, которое назову» и др.) пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Это является важным для детей младшего дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно формируется активный словарь.

Роль игры заключается в том, что она благотворно влияет на усвоение знаний и умений, повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в образовательный  процесс.

Она является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Игра  формирует  у  детей  волевые  качества:  умение  подчинять  свои  действия  определенным  правилам,  согласовывать  свое  поведение  с  задачами  целого  коллектива,  влияет  на  психическое  развитие:  на  формирование восприятия,  памяти,  воображения,  мышления;  на  становление  его  произвольности.  В  игре  ребенок  овладевает  нравственными  нормами  и  правилами  поведения,  играющими  решающую  роль  в  формировании  личности.

Играя,  ребенок  увлекается, задумывается, проявляет инициативу. Игра помогает сделать  организованную  образовательную  деятельность увлекательной, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с. 

2. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 

3. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / авт.- сост. Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова. – М.: Глобус, 2007. – 175с..

4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008. – 400с.  

5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.

6. http://otvet.mail.ru/question/55964963

Категория: Мои файлы | Добавил: defaultNick
Просмотров: 849 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: