Главная » Файлы » Мои файлы |
10.09.2014, 12:56 | |
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» (Сухомлинский В. А.) Детская игра это не пустое провождение времени, а педагогический прием воспитания личности. Игра – это самая любимая и естественная деятельность детей. Ребенок начинает играть с первых дней своей жизни. Сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В игре дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Играя, дети вступают в общение со сверстниками, их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие игровые переживания. Они оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Усвоение новых знаний, расширение кругозора в игре происходит успешнее, чем в учебной деятельности. Поставленная в игровой форме обучающая задача, имеет ряд преимуществ, так как в игре ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Увлеченный замыслом игры, ребенок учится, не замечая возникающих затруднений, которые требуют перестройки его представлений об окружающем мире. Если в организованной образовательной деятельности ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Включение в организованную образовательную деятельность игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Поэтому, работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы внедряем в организованную образовательную деятельность разнообразные формы игры: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации и др. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре детей с разным уровнем знаний. С помощью игр обучение ребенка идет эффективнее. Знания, полученные через игру, позволяют дать ребенку уверенность в своих силах, развивает их познавательную самостоятельность. Мы ставим перед собой такие задачи, которые помогают развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Введение дидактической игры в организованную образовательную деятельность делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным, так как они имеют широкий спектр возможностей в образовательном процессе, как форма обучения в коллективной деятельности детей под руководством взрослого. Дидактическая игра позволяет в непринужденной обстановке осваивать самое сложное познавательное содержание. При помощи дидактической игры дети развивают сенсорные способности – учатся различать формы: «Подбери по форме», «Какие бывают фигуры»; величины: «Башня», «Найди ленточку такой же длины»; цвета: «Подбери по цвету»; звуки: «Угадай, где звонит», «Угадай, что я делаю», «Определи инструмент»; материалы: «Найди такой же»; делать простейшие обобщения: «Объедини предметы»; «Назови одним словом»; словесные игры дидактические игры: «Отгадай, что опишу». Е.И. Тихеева писала о том, что дидактические игры нельзя рассматривать с точки зрения ценности одной лишь дидактической цели; эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможно без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Развивающая игра – это полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и свои способы действий. Целью таких игр являются два аспекта: познавательный, воспитательный. Пример таких игр «Где же пара?», «Кто лишний?», «Чудесный мешочек» и другие. Дети младшего дошкольного возраста всегда стремится к чему-то необычному, веселому, поэтому положительные эмоции защищают детей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Главный методический принцип в использовании развивающих игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе усваивают все новое для них. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта. Используя в образовательном процессе различные игры и игровые моменты, мы обратили внимание, что детям нравятся игры-путешествия. Использование таких игр, как «Как мы гуляли», «Гуляем по разным дорожкам», «Мы пойдем в зоопарк», «Путешествие», «Мы по улице идем», «Магазин игрушек», «На прогулке» и др. помогает в решении задачи образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», помогает детям лучше усвоить пространственные направления, обобщающие понятия, сравнение двух групп предметов, величины, знакомство с частями суток, элементарным правилами дорожного движения и многое другое. Активизация младшего дошкольника достигается интересными проблемными игровыми ситуациями: «Где спрятались малыши?», «Волшебная кисточка» и др., решая которые, ребёнок учится сравнивать и сопоставлять, устанавливать сходство и отличие. Он открывает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, у него развиваются творческие способности. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры («По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Найди свой цвет», «Найди предмет», «Бегите к дереву, которое назову» и др.) пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Это является важным для детей младшего дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно формируется активный словарь. Роль игры заключается в том, что она благотворно влияет на усвоение знаний и умений, повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в образовательный процесс. Она является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива, влияет на психическое развитие: на формирование восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. В игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании личности. Играя, ребенок увлекается, задумывается, проявляет инициативу. Игра помогает сделать организованную образовательную деятельность увлекательной, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с. 2. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 3. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / авт.- сост. Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова. – М.: Глобус, 2007. – 175с.. 4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008. – 400с. 5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с. 6. http://otvet.mail.ru/question/55964963 | |
Просмотров: 839 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |