Главная » Файлы » Мои файлы |
29.04.2017, 19:54 | |
Я вижу - и вспоминаю. Я делаю - и постигаю». Конфуций Это приписываемое изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, ибо в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр: То, что слышим, - 10%. То, что видим, - 50%. То, что делаем, - 90%. Большой вклад в основе развивающих методик музейной педагогики внесли выдающейся русский психолог и педагог Лев Семенович Выготский, зарубежные психологи и педагоги, и выдающие швейцарские ученые - психологи Жан Пиаже и педагога Иоганн Генрих Песталоцци. Бывает не просто ответить маленькому философу на интересующие его вопросы, да еще и говорить при этом простым, доступным, ясным языком. Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные "Зачем?" и "Почему?", но и покажет связь времен, историю, опыт человечества. (3слайд) Музейная педагогика в детском саду призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. («Помоги ему сделать это самостоятельно»). Т.е. не навязывать ребенку авторитарные суждения, которыми подчас, грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс, в пространстве музея гласит как «знание через руки». В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. (4 слайд) Особенностью мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей. Под мини – музеем понимается не просто организация экспозиции или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов, праздников, исследовательской и проектной деятельности. Основная идея работы в нашей группе – это формирование познавательного интереса и развитие речи детей. (5 слайд) Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Хочется отметить, что мини-музей - это одна из эффективных моделей предметно-пространственной развивающей среды, в которой организуется патриотическое воспитание дошкольников. (6 слайд) Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика: • позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Кроме этого, мини-музеи решают такие задачи – эстетического, этического, духовно-нравственного воспитания, воспитания гражданственности. Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, бесед, режимных моментов, игр, продуктивной деятельности. Например, ознакомившись с экспозицией, как правило, детям мы предлагаем творческую деятельность. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка. (7 слайд) Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные знания. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Свою работу мы строим в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Тематика мини-музеев: (8 слайд) «Город мастеров», цель: - развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. (9 слайд) «Игрушки наших бабушек», цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки. (10 слайд) «Животные России», цель: создать в группе условия по организации мини-музея для расширения представлений о животных России. (11 слайд) «Военная техника», цель: познакомить детей с разнообразием военной техники. (12 слайд) «Космос», цель: создать условия для совместной познавательной деятельности родителей и детей, по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (космосе). Планируется в ближайшее время создание мини-музея, посвященного Дню победы. Таким образом, мини-музеи способствуют решению образовательных задач, в частности, задач речевого, художественно-эстетического и познавательного развития детей. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы нас - воспитателей, детей и их семей. Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. (13 слайд) Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе, активно познают мир, открывают для себя новые истины. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция.(14 слайд)
| |
Просмотров: 992 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |