Главная » Файлы » Мои файлы |
05.12.2016, 19:35 | |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Цель проекта: расширить и обобщить знания детей об осени, её признаках и явлениях. Задачи: - расширять знания детей об осенних изменениях в природе; - формировать наблюдательность; - расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; - развивать активную речь, расширять словарный запас; - развивать умение пользоваться красками и пластилином; - воспитывать интерес и любовь к природе, доброту, отзывчивость друг к другу и к окружающим. Продолжительность проекта: 1 месяц. Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель. Тип проекта: познавательно-творческий.
Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ: - в организованной образовательной деятельности; - в совместной деятельности педагога и детей в ходе проведения режимных моментов; - в интегрированных занятиях с включением музыкальной деятельности, изобразительной деятельности, конструирования, чтения художественной литературы; - в совместной деятельности педагогов и родителей, непосредственных участников образовательного процесса. Предполагаемый результат: - обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах; - пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря; - у детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе. Конечный продукт: развлечение – праздник «Осень, осень, в гости просим».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического. Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности, в которой отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога. Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления природы.
1.1Развитие речи младших дошкольников через ознакомление с природой. Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Ознакомление с объектами и явлениями природы расширяют словарный запас детей, активизируют диалогическую речь. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Развивается сенсорное восприятие. Появляются новые виды деятельности: игра - первый и основной вид деятельности. Изобразительная деятельность - первая продуктивная деятельность. Задача воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка). Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Этапы работы над проектом: Данный проект предназначен для детей 1 младшей группы ДОУ и ориентирован на изучение вопросов, связанных с развитием речи у малышей. Работа над проектом направлена на систематизировании и расширении знаний детей о временном сезоне Осени, природных явлениях и объектах (Солнце), об овощах и значении их для здоровья человека; на закрепление знаний о правильном, бережном отношением к природе. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе. Подготовительный этап: 1. Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями: Воспитатели: Подбор материала и оборудования для ООД, бесед, игр с детьми, стенд "Осень золотая", стихи, загадки. Сотрудничество с родителями: Участие в выставке поделок на тему "Осень золотая" Музыкальный руководитель совместно с воспитателем: Развлечение: праздник "Осень, осень, в гости просим!" Основной этап: Мероприятия по работе с детьми: 1. Чтение художественной литературы, 2. беседы, 3. ООД, 4. наблюдения, 5. рисование, 6. лепка, 7. дидактические игры, 8. пальчиковые игры, 9. подвижные игры. Коммуникация (чтение художественной литературы и развитие речи): А.К. Толстой "Осень", Г. Лагздынь "Дождь считает: Кап - кап - кап", "Мишка", Сутеев: «Под грибом», «Мешок яблок», РНС "Репка". Беседы и ФЦКМ: "Осень в гости к нам пришла", "Солнышко и дождик", "Осень золотая", "Чудесные листья", "Узнай и назови овощи", "Ветерок". Наблюдения: Проводились ежедневно на прогулках согласно плану: «Овощи на грядке», «Яблочки в саду», «Погода», «Листопад», «Дождик». Рисование: "Падают, падают листья", "Дождик - дождик: кап - кап - кап", "Солим помидоры в банке". Обучение техникам: пальчикового рисования, ватными палочками, примакивание кистью. Лепка: "Собираем урожай: яблочки", "Тучки синие плывут», «Солнечные лучики», «Листопад, листопад». Обучение техникам: размазывание, раскатывание колбаски, шарика. Дидактические игры: "Чудесный мешочек", «Подбери по цвету», «Найди пару», "Собери картинку", «Прищепи Солнышку лучик».
Пальчиковые игры: "Вышел дождик на прогулку", «Солнышко проснулось», "Дождик - дождик: кап - кап – кап». Подвижные игры: "Кружатся листочки", "Собери урожай в корзинку", "Солнышко и дождик", "Птички летят", "У медведя во бору", "Листопад». Мероприятия по работе с родителями: участие в выставке поделок на тему: «Осень золотая». Заключительный этап: - оформление выставки детских рисунков: "Осень"; - оформление выставки поделок "Осень золотая"; - развлечение: праздник "Осень, осень, в гости просим!"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вывод Работа над проектом имеет большое значение для развития речи и познавательных интересов ребенка. В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний сформировано целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, сформировала коммуникативные и нравственные качества. В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников. Данный проект не требует значительных финансовых вложений и может быть реализован педагогом любого детского сада на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада [Текст]/Т.М. Бондаренко.- Воронеж,2004. | |
Просмотров: 560 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |