Главная » Файлы » Мои файлы |
05.11.2018, 11:03 | |
Методы, применяемые нами в рамках комплексного подхода, подбираются индивидуально согласно особенностям развития каждого ребенка. Чаще мы используем их сочетание. Не секрет, что помимо основного дефекта дети имеют вторичные личностные и поведенческие отклонения. Зачастую мы педагоги интуитивно обращаемся к психотерапевтическим методикам [Айзенберг, Кузнецова, 1992]. В этой связи воздействие учителя-логопеда, проводящегокоррекционно-развивающее обучение, является психотерапевтическим, независимо от того, желает этого сам педагог или нет. В своей работе я использую работу в диаде, другими словами –работа в паре. Работа в диаде, или паре, позволяет сочетать в себе как нейропсихологический подход, так и психотерапевтический.Идея взята из разработок детской групповой терапии, предложенной Айзенберг Б.И. и Кузнецовой Л.В. Цель этого метода - помочь ребенку встать над ситуацией, научить его приспосабливаться к действительности и преодолевать психотравмирующие воздействия. Главный акцент ставится на формировании, преодолении и компенсации специфических трудностей обучения и поведения. Через работу в «малой группе», мы ставим перед ребенком цели, которые он сам себе не поставит, помогаем перестроить и наладить новые взаимоотношения с окружающими, закрепляем определенные способы действия в разных ситуациях. По мнениюЖ.М.Глозман, одной из ведущих форм реализации детской сущности каждого ребенка и психологической базы для сплочения группы, являются межличностные отношения детей в малой группе.[Глозман, 2002]. Работа в парах помогает погрузить ребенка в новую совокупность отношений. Детская среда обучает ребенка: общаясь со сверстниками, ребенок приобретает личный опыт отношений в социуме, учится понимать партнера, уметь вступать в контакт и поддерживать его. Главное достоинство занятий в диаде – это возможность игры. Так как, игра с одной стороны, происходит на непроизвольном уровне, потому что играть – это весело, интересно, легко, это то, что нравится;ас другой стороны, всякая игра есть испытание воли, действие, подчинение правилу, а значит и способ сформировать произвольность. Занятия в диадах эффективны для повышения коммуникативных навыков ребенка: умения предложить помощь и обратиться за ней, мягко указать на ошибку. При работе в диаде ребенок вынужден ориентироваться на действия партнера, учитывать траекторию его движения. Расширение спектра взаимодействия ребенка и педагога является важным преимуществом занятий в диадах. Ребенок обращается за помощью не только к педагогу, но и к другому ребенку, он учится взаимодействовать, а педагог от стимуляции и поощрения переходит к регуляции самоконтроля ребенка. От педагога требуется умение объединить детей для выполнения поставленных задач и устранить у них излишнее напряжение, создать в паре атмосферу безопасности и принятия. Приведу пример из практики. Ребенок с 1 уровнем речевого развития, неконтактный, замкнутый. В коммуникацию не вступает. Отказывается от индивидуальных занятий, негативизм. Обычные методы не помогали, методом проб и ошибок, меняя пары, образовалась прочная диада. Дети дополняли друг друга, раскрылись, начали проявлять интерес, процесс коррекции запустился. Через некоторое время появилась возможность менять состав «мини-группы». Работа велась на прогнозировании ситуации успеха, взаимопомощи, взаимоконтроля, сотрудничества и соревнования. Как показывают последние наблюдения [Глозман, 2009; Курдюкова, Винник, Куртик, 2010] ведущими мотивами деятельности ребенка в занятиях в диаде становятся: мотив соревнования– чтобы достичь цели, необходимо мобилизовать все силы; мотив альтруизма – помогая другому, ребенок становится более уверенным в себе и верит в свои возможности; игровой мотив – во время игры снимается напряжение и страх, увеличивается общая активность. Основные показания к включению ребенка в диаду для коррекционно-развивающих занятий: Гиперактивность, тревожность, демонстративность и манипулятивное поведение, аутизм; Общая заторможенность; Трудности программирования, регуляции и контроля собственной деятельности; Отказ от индивидуальных занятий, негативизм; Неадекватная самооценка: завышенная самооценка и некритичность к себе, или, наоборот, неуверенность в своих возможностях. В диаду объединяем детей со сходными трудностями и проблемами развития или по принципу дополнения исходя из особенностей поведения: - гиперактивные + заторможенные; - демонстративные + заторможенные; - тревожные + заторможенные; - тревожные + демонстративные; - тревожные + аутизированные. Все задания и упражнения в диадах можно разделить на 4 типа: соревнование, сотрудничество, взаимопомощь, взаимоконтроль. Соревнование Задание необходимо выполнить лучше, точнее, быстрее, чем другой. Главное, чтобы каждый из участников, мог быть в чем-то лучше другого. Сотрудничество Задания выполняют совместно против третьего противника (педагога или игрушки) Взаимопомощь Более «сильный» объясняет материал более «слабому», тем самым подключает регуляторную функцию речи. Задание выполнено, если один помог другому, и от этого улучшился результат другого. Потом они меняются ролями. Взаимоконтроль Один ребенок выполняет задание, а другой проверяет выполнение. Увидеть ошибки другого проще, чем свои собственные. Суть заданий этого типа отражена в пословице: «В чужом глазу соломинку замечаем, а в своем и бревна не видим». Коррекционные занятия в диаде позволяют успешно формировать самые разные психические функции и способности. Работа становится более эффективной если сочетать методы двигательной и когнитивной коррекции, использовать механизм соревнования и взаимопомощи и игровой характер занятий. Любую игру начинаем со считалочки, определяющей первого игрока. Хорошим дополнением в работе в диаде является использование мяча. Он доступен, безопасен и многофункционален. С его помощью развиваем произвольность, самоконтроль, моторику, двигательные функции и саморегуляцию. Вот некоторые игры и упражнения,используемые в работе в диаде. Развитие двигательной функции. «Вдесяточку» - один игрок держит в руках коробку (корзинку), второй должен бросать мячи (разной массы и величины) в коробку. Формирование межполушарного взаимодействия «Игрушки-помощники» - кубики рассыпать по полу. Задача игроков – собрать их лапами игрушечных зверей. Повышение нейродинамических показателей и концентрации внимания «Четыре стихии» - взрослый бросает мяч по очереди каждому участнику и называет одну из стихий: вода, воздух, земля, огонь. Задача игроков – поймав мяч, назвать какое-либо животное, обитающее в этой среде, и выполнить определенные действия: - при слове «вода» - поймать мяч и присесть с ним; - при слове «земля» - поймать мяч, ударить об пол и снова поймать; - при слове «воздух» - поймать мяч, подбросить его вверх и снова поймать; - при слове «огонь» - поймать мяч и быстро повернуться вокруг себя, животное при этом не называется. «Ловим слова» - из ряда слов одному ребенку надо вычленить фрукты и хлопнуть по столу левой рукой, а второму – овощи – и хлопнуть по столу правой рукой. За правильный ответ получают балл, за ошибку или пропуск – по штрафному очку. Победителем считается тот, кто набрал больше баллов и меньше штрафных очков. Развитие памяти «Кукловод» - одному из детей завязывают глаза, он «кукла», другой – «кукловод». Он берет «куклу» за плечи и в полном молчании водит по несложному маршруту: 5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5 шагов вперед и т.д. «Кукле» развязывают глаза и предлагают самостоятельно найти исходную точку и пройти его самостоятельно. «Кукловод» исправляет ошибки, затем меняются местами. «Запомни и повтори» - один ребенок встает за спиной другого и выполняет манипуляции с его телом – поднимает его руку, ногу, разводит руки в сторону и т.д., а потом просит его повторить в том же порядке. Затем дети меняются ролями. «Тень» - один ребенок «тень», другой – «путник». «Путник» выполняет различные действия, а «тень» - точно их повторяет. Развитие речи «Услышь знакомый звук» - услышав слово с заданным звуком, надо хлопнуть в ладоши. Один хлопает на звук [ш], другой на[ж]. выигрывает тот, кто меньше ошибается. Вместо хлопков, можно ударять мячом по полу. «Уменьшение» - сидя на ковре, ноги выпрямив, руки на коленях, дети, перемещая то правую, то левую ягодицу, двигаются вперед (ползут «маленькой гусеничкой»). Педагог называет детям слова, из которого необходимо сделать слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом до следующего передвижения ноги. Тот,кто ответил первым или исправил ошибку другого участника получает очко. Аналогично выполняется игра «Один-много». «Кто больше» - логопед задает тему, н-р «мебель». Дети передают мяч по очереди друг другу, называя слова. Опыт работы в диаде значимый фактор в коррекционном процессе. В результате улучшается поведение ребенка на индивидуальных занятиях, улучшается качество выполнения заданий, повышается эмоциональный фон занятий. Литература Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: книга для учителя/сост. Н.П. Вайзман. М.: Просвещение,1992. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М.: Академия, 2002. Глозман Ж.М., Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем мышление. М.: Эксмо, 2010. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. Под ред. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой. – М.: Смысл, 2016. | |
Просмотров: 707 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||