Главная » Файлы » Мои файлы

«Развитие связной речи».
11.01.2020, 19:32

Наша речь — не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Связная монологическая речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению (недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения). Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость буду-щего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И, наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Наш детский сад работает по программе под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой «От рождения до школы».

Задачи по разделу программы «Коммуникативные способности», я решаю, используя «Программу развития речи дошкольников» О.С.Ушаковой.

В своей работе я хочу рассказать о некоторых методах и приемах работы, которые помогают детям усвоить задачи раздела.

Организованную образовательную деятельность я начинаю с пальчиковой гимнастики, которая подбирается согласно изучаемой теме. Эти упражнения развивают мелкую моторику детей, активизируют речь, развивают память, пополняют багаж, выученных наизусть стихотворений.

Особую сложность испытывают дети при составлении описательных, сюжетных рассказов. Одна из них – планирование своего рассказа.

Моделирование – один из методов, который помогает решить эту проблему.

При составлении описательных рассказов я использую схемы для описания определенного объекта (игрушек, овощей, фруктов, предметов мебели, посуды, одежды и т.д.), рекомендованные в пособии Т.А.Ткаченко. Данный прием моделирования помогает детям планировать рассказ, правильно строить предложения, и постепенно ребенок переходит к самостоятельному рассказыванию. (Приложение рис.1)

При обучении детей составлению сюжетных рассказов, я использую картинки с развитием сюжета, которые помогают ребенку связно и последовательно передавать содержание сюжета. Так же эффективным методом является использование графических схем развития сюжета. (Приложение рис.2) Сначала используются готовые схемы, затем дети самостоятельно их рисуют. В дальнейшем этот опыт дети с большим интересом используют для составления творческих рассказов.

Один из наиболее простых видов монологического высказывания - это пересказ, поскольку детям дается уже готовый текст

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. И

моделирование также помогает детям интересно, планово строить свои рассказы. Хорошим помощником в этой работе является методическое пособие авторского коллектива «Центра педагогического образования» г.Москвы «Конспекты занятий по обучению детей пересказу» для разных возрастных групп. Дети с большим интересом пересказывают текст по графическим схемам, выкладывают их по развитию сюжета и самостоятельно рисуют схемы для своих рассказов. (Приложение рис.3)

Используя, метод моделирования, я изготовила много различных дидактических игр, мнемотаблиц для работы с детьми в индивидуальной работе и организованной деятельности.

Метод моделирования я использую и в обучении грамоте детей.

Детям сложно понять термины «звук», «слово», «предложение» и графическое изображение их помогает увидеть эти понятия.

Мы изображаем изолированные звуки, закрашивая характеризующим их цветом. Затем дети графически «записывают» слова, характеризуя звуки цветом. (Приложение рис. 4) Потом мы «записываем» предложения, определяя при этом количество слов в предложении, вид предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное. (Приложение рис.5)

На основе этого метода сделаны дидактические игры, пособия на развитие у детей фонематического слуха, умение составлять предложения разного типа.

Еще один простой, но очень эффективный метод развития речи – игры с мячом, которые я провожу и как физкультминутки и как часть занятия и в свободной деятельности с детьми. С помощью этих игр мы закрепляем обобщающие понятия, работаем над активизацией в речи прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов («Скажи какой», «Скажи что делает», «Скажи наоборот», «Кто как кричит», «Подбери слово»), развиваем фонематический слух детей («Назови слово на заданный звук», «Назови первый (последний) звук слова», «Раздели слова на слоги»), учим составлять предложения («Продолжи предложение»).

Эти упражнения активизируют внимание детей, учат выполнять учебную задачу быстро и четко, учат помогать друг другу, замечать ошибки товарища и исправлять их.

Данные методы в своей работе я использую в системе, что дает хорошие показатели знаний детей. По результатам диагностики, и показателям подготовки детей к школе, уровень их знаний составил 71%.

Эти методы очень простые, и издается много методической литературы с их использованием, но участвуя в различных методических объединениях, я пришла к выводу, что они недостаточно широко используются и моя работа еще раз напомнит об их эффективности.

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 239 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: