Главная » Файлы » Мои файлы

«Дидактические игры, используемые для развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»
09.11.2019, 16:46

Сегодня мы познакомим Вас с дидактическими играми и различными приемами, направленными на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Дошкольное детство является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Именно музыка позволяет формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале.

Восприятие музыки - сложный вид музыкальной деятельности для дошкольников, требующий внимания, усидчивости и сосредоточенности. Поэтому педагогический процесс выстраиваем в игровой форме. Так же, в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования, в своей работе используем принцип интеграции образовательных областей и различных видов музыкальной деятельности.

Например, для развития эмоциональной восприимчивости и эмоционального отклика на классическую музыку, используем произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства.

Репродукция «Лебедь».

Включить музыку Сен-Санса «Лебедь».

Стихотворение «Лебедь» автор Иван Никитин

Ясно утро. Тихо веет тёплый ветерок:

Луг, как бархат, зеленеет, в зареве восток.

Окаймлённое кустами молодых ракит,

Разноцветными огнями озеро блестит.

Тишине и солнцу радо. По равнине вод

Лебедей ручное стадо медленно плывет.

Вот один взмахнул лениво крыльями, и вдруг

Влага брызнула игриво жемчугом вокруг.

Использование одновременного воздействия на слуховой и зрительные анализаторы, позволяет детям понять смысл музыки, средства музыкальной выразительности, развивает умение воспроизводить художественные музыкальные образы.

Для обучения элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе и средств музыкальной выразительности, воспитания интереса к музыкально-художественной деятельности в своей работе используем игровые, словесные, наглядные приёмы и картинно-графических схемы, чтобы облегчить процесс восприятия музыки.

Например, для составления цветового окраса музыки применяем игру «Подбери цвет».

Перед Вами набор цветовых карточек. После прослушивания музыки, выберите, пожалуйста те карточки, цвет которых по Вашему мнению соответствует настроению музыки. (Звучит отрывок «Полька» И. Штрауса и «Баба Яга» П. И. Чайковского)

Для определения динамических оттенков предлагаем игру «Тихо-громко». Три карточки одного цвета, но разных оттенков по насыщенности, разбираем с детьми, что самый нежный оттенок может соответствовать тихой музыке, самый насыщенный оттенок – громкой музыке. (звучит отрывок «Утро» Э. Грига)

Для определения настроения музыки на начальном этапе мы используем «Солнышко и тучка». Имеются два больших образца и индивидуальные карточки на каждого ребенка. Эту игру можно применять уже в младшем возрасте.

Обратите внимание на слайд. Нами изготовлены игры, которые помогают описать настроение в музыке, например, «Грустно-весело». Перед вами на фланелеграфе портрет-схема человечка. Ребёнок может самостоятельно, манипулируя деталями схемы, составить эмоциональный портрет. (Подобрать грустные или веселые глаза, удивлённые и хмурые брови, задумчивую или весёлую улыбку).

Следующая «Зеркало настроений». В одной сказочной стране жили-были гномики-братья. И у каждого было своё настроение. Подходя к волшебному зеркалу, они видели в нём своё отражение. Попробуйте и вы посмотреть в это зеркало, определить настроение гнома и изобразить его.

Например, «Определи настроение музыки». Предлагаем набор карточек-символов, обозначающих настроение музыки. Давайте определим настроение, которое обозначает та или иная карточка. (Злость, радость, грусть, удивление, испуг, спокойствие). Слушая музыку, поднимите ту карточку, которая соответствует, по вашему мнению, настроению музыки.

Слушание произведений: «Октябрь Осенняя песня», П. Чайковский; «Токката № 565», Бах; «Серенада», Моцарт.

Какое настроение вы почувствовали? Отрывки из каких произведений мы прослушали? Можете мне сказать?

Использование мимических карточек упрощает детям процесс определения оттенков эмоционального характера музыки.

Следующая игра, которую мы хотим предложить вашему вниманию, называется «Определи характер музыки». Перед вами набор карточек-символов. Каждая карточка-символ обозначает соответствующий характер музыки. На музыкальных занятиях дети постепенно знакомятся с этими символами. Попробуйте угадать характер карточки, рисунок сам подскажет ответ. (Веселая, радостная, грустная, тихая, громкая, плавная, ритмичная, скачущая, подвижная, медленная, солнечная, холодная).

Сейчас вы прослушаете произведение Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны». Я вам предлагаю задание с усложнением, которое можно использовать с детьми 6-7 лет, когда они уже знакомы с данными символами. Во время слушания музыки, на своих листочках Вы рисуете те

символы, которые, по вашему мнению, отражают настроение и характер музыки. Для подсказки символы изображены на слайде.

Характер музыки можно передать в движении танца-импровизации.

В своей работе используем разные символы-подсказки. Например, игра «Нарисуй звук», помогает детям слышать, распознавать и зарисовывать звуки (капель, ливень, ветер, плеск воды и т.д.).

Предлагаю поиграть. Вы сейчас прослушаете звук и попробуйте зарисовать его на своих листках.

Использование символов-определений стимулирует развитие образного мышления и образной памяти, внимания, увеличивает словарный запас детей.

Для развития звуковысотного слуха, закрепления знаний детей о музыкальных инструментах, умения определять звучание инструмента в музыке, мы с детьми играем в игру «Угадай, какой инструмент».

В этом сказочном домике живут музыканты. (Пособие «Теремок»). Они играют на разных музыкальных инструментах. Вы послушайте, и назовите, какой музыкальный инструмент вы слышите. Если правильно, отгадка появится в окошке.

Игра «Угадай инструмент» (металлофон, колокольчик, бубен, треугольник, маракас).

Для формирования основ музыкальной культуры и развития умений творческой интерпретации музыки, учим детей играть на музыкальных инструментах. А схемы, которые преподносятся в форме игры, облегчают этот процесс.

Объясняем детям, что сейчас мы с вами превратимся в настоящих музыкантов, и создадим оркестр. У музыкантов в оркестре есть партитура, у нас – схема игры на инструментах. Здесь зашифрованы партии инструментов и последовательность их исполнения. Во время прослушивания музыки укажу, какой инструмент звучит. (Показываю приёмы игры и партию каждого инструмента. Раздаю, по желанию участников, металлофон, колокольчик, бубен, треугольник, маракас).

Мы сейчас послушаем музыку гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта «Турецкий марш» и украсим её игрой на музыкальных инструментах.

«Турецкий марш» Моцарт. Исполнение оркестра.

Такой приём работы используем с детьми на заключительном этапе, предварительно, познакомив с внешним видом, звучанием, приёмами игры и отработкой ритма на инструменте.

Прививая с раннего возраста детям интерес к музыке, надеемся, что он сохранится в душе ребёнка в течение всей его жизни.

Хотелось бы закончить своё выступление словами великого философа Ф. Ницше: «Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…»

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 510 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: