Главная » Файлы » Мои файлы

Из опыта работы
14.08.2018, 17:24

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи.

«Программой воспитания в детском саду» определены основные задачи обучения: дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с чётким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребёнка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе.

 

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2. Обогащение и активизация словаря;

3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4. Правильное понимание детьми придумывать (т.е. создавать нечто новое, рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал»).

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки – зайчики, медвежата, матрёшки, куклы и т.д..

На занятиях я пользуюсь различными приёмами, которые обеспечивают осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета побуждают детей к предварительному обдумыванию своих ответов, это такие как: вопросы, указания, упражнения, оценка, использование речевых образцов.

Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие варианты:

1. Придумывания предложения и завершения рассказа (воспитатель предлагает начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.

2. Придумывание рассказа по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания). Предлагается составлять план в естественной разговорной форме.

3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребёнок выступает автором, выбирает содержание и форму.

Работу с детьми начинаю с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее лёгким принять считать придумывание предложения и завершения рассказа. Даю образец, который содержит завязку и определяет пути сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Дети продолжают и развивают сюжет до развязки.

Уже далее предлагаю детям сюжет, о котором ранее велась беседа. Предлагаю послушать рассказ. Ответить на заданные вопросы. В заключении беседы предлагаю сделать выводы, о чём говорилось в рассказе и попробовать придумать свой рассказ по данному сюжету.

Итак, с помощью содержательных вопросов у детей активизируется память, мышление, воображение, подготавливая их к творческой деятельности.

С планом знакомлю детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. А чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, предлагаю кому-либо из детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке каждого выступления, обращаю внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоятельно раскрыть замысел.

А когда дети научатся работать на основе готового, предлагаемого мной планом, привлекаю их самих к обдумыванию последовательности изложения творческого рассказа.

 

В своей работе также использую нетрадиционные приёмы творческого рассказывания по системе ТРИЗ.

Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей, является обучение рассказыванию с элементами творчества.

Важной составляющей занятия является создание ситуации, которая активизирует творческое воображение ребёнка, любопытство и любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и воплощение во внешнюю форму: словотворчество, придумывание рифмы, загадок, продолжения стихов, рассказов.

Основной формой работы при составлении рифмованных текстов являются – игровые задания и упражнения, которые я часто использую при работе с детьми.

Составление рифмованных текстов.

 

«Складные картинки».

Описание.

Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак – рак , тюлень – олень), поднимает картинку и просит найти парную по рифме. Ребёнок берёт картинку с изображением и составляет рифмованную картинку с изображением и составляет рифмованную пару «мак – рак».

 

«Придумай рифмованные строчки».

Описание.

Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмованных слов (лучше существительных, например, (рак – мак) и начать сочинять по схеме: («Жил-был кто-то и был похож на что-то», например, «Жил-был рак и был похож на мак»).

Ребёнок может менять слова местами («Жил-был мак и был он как рак»). В качестве усложнения между словами «жил-был» и объектом ставятся другие слова («Жил-был весёлый рак, и он часто смотрел на алый мак»).

«Доскажи словечко».

Описание.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.

Игровой момент: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

 

Игры и творческие задания.

 

«Герои сказок».

Описание.

Цель: учить группировать персонажей по заданному признаку, например, «Назовите персонажей – девочек из разных сказок»

«Волшебные слова».

Описание.

Цель: учить подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.

Воспитатель предлагает вспомнить заклинания, известные детям из сказок (Сивка-бурка, вещая каурка…), а затем, словосочетания (В некотором царстве, в некотором государстве).

«Добрым молодцам урок».

Описание.

Цель: учить выделять мораль в сказочных текстах.

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-нибудь жизненное правило, а дети должны вспомнить сказки, в которых это подтверждается.

«Перечисли действия героев»

Описание.

Цель: учить перечислять все действия сказочного героя, находить аналогичные действия персонажей из других сказок. Тренировать память.

Воспитатель называет персонаж, например, козу из сказки «Волк и семеро козлят», просит детей назвать все действия, которые коза совершила (ходила, наказывала, пела). Далее предлагает вспомнить персонажей из других сказок, которые выполняли такие же действия.

ВЫВОД:

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 3 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: