Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект НОД «Традиция русского чаепития»
06.10.2019, 21:34

Конспект НОД  «Традиция русского чаепития»

с детьми старшей группы компенсирующей направленности

 

Воспитатель Полякова Н.А.

 

Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-комму­никативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, речевая, исследовательская.

Задачи:

  • приобщать детей к истокам русской народной культуры — тра­дициям      чаепития;
  • углублять и систематизировать знания детей о чае, его проис­хождении, распространении, традициях чаепития;
  • развивать инициативу и самостоятельность в деятельности, об­щении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, возможность для познавательного экспериментирования;
  • развивать исследовательскую активность, умение осуществлять сенсорный анализ предметов;
  • развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, использовать мнемотаблицы для составления рассказа;
  • обогащать словарь детей за счет расширения знаний о традиции чаепития (чай, самовар, черный, зеленый, заваривать, заварка);
  • развивать внимание и память, логическое мышление и вообра­жение;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • воспитывать стремление правильно использовать и ценить пред­меты материальной культуры;

•  воспитывать уважение к традициям русского народа.
Предварительная работа: рассматривание фотослайдов, видеома­
териалов о чаепитии; беседы о происхождении и истории чая, самовара, атрибутов и традициях русского чаепития; создание коллекций разных видов чая (родовых понятий): «Зеленый чай», «Черный чай», «Травяной чай» и т.п.; чтение стихотворений, поговорок о чаепитии; загадывание загадок о чае; занятия с родителями; посещение «Русской избы» в детском саду, уголка народного творчества.

Материалы и оборудование, методические ресурсы: презентация «Чай. Традиции чаепития», тарелки с разными видами чая для об­следования и экспериментирования (на каждого ребенка); оборудование и посуда для показа церемонии зава­ривания чая: заварочные чайники; чай; чайная ложка; салфетки; прозрачные чашки (на каждого ребенка), тарелочки с фруктами для составления детьми фруктового чая, схемы для составления рассказа.

Содержание НОД

  1. Организационная часть.

Слайд 2

- Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты-

Это русское гостеприимство

От души оно, от доброты.

Гость войди! Традиций не нарушим

С ним чайку всегда попьём

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом.

     Вопрос - Чем мы угощаем своих гостей? (ответы детей)

    - Что такое чай? (ответы детей)

Слайд 3

- Я предлагаю вам узнать еще больше о чае и посмотреть презентацию.

Родина чая – Китай.

Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда за­кипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котелок несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая, и это было первое в мире чаепитие.

Слайд 4

 В Россию чай был впервые завезен в 1638 году. Когда русский посол Василий Старков привез царю Михаилу Фёдоровичу Романову подарок от монгольского хана – несколько ящиков чая.

Слайд 5

Царь и его бояре вначале употребляли напиток как снадобье от хвори и телесной усталости. Ведь лекари определили его многие лечебные свойства. Чай, настолько пришелся по вкусу, что его пристрастились пить при царском дворе и в боярских хоромах каждый день.

Постепенно чай стал распространяться. Он стал и нашим лю­бимым напитком.

Слайд 6

А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев в основном занима­ются женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Издревле считалось, что аромат женских рук не портит запаха чая

Слайд 7

Существует несколько видов чая.

Слайд 8

Чай называют черным из-за его цвета. Такой чай приготовить непросто. Для него срывают с чайного куста самые луч­шие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на теплом воздухе. Затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой черный рассыпчатый чай.

Слайд 9

Зеленый чай готовят из таких же чайных листочков, что и черный. Только лис­точки не вялят, а только сушат и скручивают, поэтому чаинки у него крупные и зе­ленные.

Слайд 10

Чай бывает красным. Он имеет богатый вкус и аромат. Его называ­ют чаем церемоний. Есть еще желтый чай. Он близок к зеленому, у него мягкий бархатистый вкус. Он очень крепкий. Желтый чай очень дорогой, дороже всех остальных сортов чая.

Слайд 11

Ребята, а какое же чаепитие без чайного сервиза? Вот его мы сейчас и обыграем.

Физкультминутка (авт. Н. Нищева).

Вот большой стеклянный чайник, Дети надули животики.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,           Одну руку  поставили  на  пояс,

          другую изогнули.

Очень хрупкие, бедняжки.        Развели руки в стороны.

Вот фарфоровые блюдца,        Присели, одну руку поставили на

          пояс.

Только стукни — разобьются.   Кружатся, «рисуя» руками круг.
Вот серебряные ложки,           Потянулись,  сомкнули руки над

Голова на тонкой ножке.         головой.

Вот пластмассовый поднос,     Потянулись,  сомкнули руки над

                                головой.
Он посуду нам принес.           Руки на пояс, повороты в разные

         стороны.

Слайд 12

3. Практическая часть. Экспериментирование.

 Сейчас я приглашаю вас в лабораторию для исследова­ния чая.

Мы будем исследовать в сравнении 2 вида чая, и выставлять на доске схемы его свойств.

  Рассмотрите и скажите, какой чай находится в тарелке №1 (черный), а в тарелке № 2 (зеленый)

  Как вы это определили? (по цвету), форме листочков.

Это значит – чай имеет цвет, и это мы отмечаем схемой.

Имеет ли чай – запах? (пахнет травой, ароматный, крепкий)

Какой он на ощупь? (сухой, хрупкий, шуршащий).

Имеет ли он вкус? Чтобы понять вкусовые свойства чая я предлагаю вам посмотреть как заваривается чай. Сначала нужно согреть пустой заварочный чайник. Для этого его обдают 3—4 раза кипятком {объяснение сопровождается показом практических действий). Так из чайника удаляются посторонние запахи, а аромат чая усиливается. Когда вода закипает, в чайник закладывают заварку и сразу заливают кипятком на треть или до половины. Чайник плотно закрывают крыш­кой, накрывают льняной салфеткой и настаивают до 15 минут.

Посмотрите, как красиво раскрываются чайные листочки, и меняется цвет чая. Разбав­лять чай и оставлять в чайнике на хранение не стоит. Чай нужно пить свежезаваренным. Недаром восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму».

- А теперь я предлагаю вам определить вкусовые свойства чая, который я предварительно заварила и остудила.

(Дети определяют качества чая (вкусный, ароматный, крепкий, душистый, терпкий) и выставляют схемы для описательного рассказа)

Вы отлично справились с заданием, молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам приготовить самостоятельно фруктовый чай.

(Дети самостоятельно набирают фрукты для чая)

А сейчас  отойдите на ковер и понаблюдайте, как я буду заваривать чай кипятком. Что происходит с фруктами?

А пока чай заваривается, мы продолжим нашу беседу

Слайд 13

Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!»

Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о русском чаепитии.

Пословицы и поговорки.

  1. Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.
  2. Мы за чаем не скучаем.
  3.  Пей чай – удовольствие получай.
  4.  Самовар кипит – уходить не велит.
  5. Выпей чайку, забудешь тоску.
  6. Кто здоровым хочет быть – больше чая надо пить!
  7. «Чай человеку подать – уважение оказать!»

- И частушки мы исполним о русском чаепитие.

На Руси так повелось:
Самовар желанный гость.
Угощай, «пузатый», нас
Каждый день и каждый час!

Ароматный и приятный
Наливаем в чашки чай.
Кто с баранкой, кто с вареньем
-Ну-ка, быстро налетай.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!

На Руси — один обычай
Кроме всякой пищи:
Утром — чай, в обед — чаек,
Вечером — чаище.

А сейчас попробуем ваш чай. Какой у него запах? Вкус?

(ответы детей)

У вас получился вкусный и полезный чай.

 

4. Итог занятия.

С чем вы сегодня познакомились на занятии? Что боль­ше всего вам запомнилось сегодня? {Ответы детей.)

Обычай чаепития на Руси – древний. Наша задача сохранять русские традиции.

Дорог гость – так привечай. Наливай ему целебный, ароматный, крепкий чай.

презентация к занятию скачать

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 607 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: