Главная » Файлы » Мои файлы

Мастер - класс
18.11.2016, 18:26

(Слайд 1) Добрый день уважаемые  коллеги!

Сегодня мы познакомим Вас с дидактическими играми и различными приемами, направленными на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия  музыки.

(Слайд 2) Дошкольное детство является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Именно музыка позволяет формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале.

(Слайд 3)  Восприятие музыки  - сложный вид музыкальной деятельности для дошкольников, требующий внимания, усидчивости и сосредоточенности.  Поэтому педагогический процесс выстраиваем в игровой форме. Так же, в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования, в своей работе используем принцип интеграции образовательных областей и различных видов музыкальной деятельности.

 Например, для развития эмоциональной восприимчивости и эмоционального отклика на классическую музыку, используем произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства.

 (Слайд 4) Репродукция «Лебедь».

Включить музыку Сен-Санса «Лебедь».

Стихотворение «Лебедь» автор Иван Никитин

 Ясно утро. Тихо веет тёплый ветерок:

 Луг, как бархат, зеленеет, в зареве восток.

 Окаймлённое кустами молодых ракит,

 Разноцветными огнями озеро блестит. (Слайд 5)

 Тишине и солнцу радо. По равнине вод

 Лебедей ручное стадо медленно плывет. (Слайд 6)

 Вот один взмахнул лениво крыльями, и вдруг

 Влага брызнула игриво жемчугом вокруг.

Выключить музыку.

Использование одновременного воздействия на слуховой и зрительные анализаторы, позволяет детям понять смысл музыки, средства музыкальной выразительности, развивает умение воспроизводить художественные музыкальные образы.

(Слайд 7) Для обучения элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе и средств музыкальной выразительности, воспитания интереса к музыкально-художественной деятельности в своей работе  используем игровые, словесные, наглядные приёмы и  картинно-графических схемы, чтобы облегчить процесс восприятия  музыки.

 (Слайд 8) Например, для составления цветового окраса музыки применяем игру «Подбери цвет».

Перед Вами  набор цветовых карточек. После прослушивания музыки, выберите, пожалуйста те карточки, цвет которых по Вашему мнению соответствует настроению музыки. (Звучит отрывок «Полька» И. Штрауса и «Баба Яга» П. И. Чайковского)

(Слайд 9) Для определения динамических оттенков можно использовать игру «Тихо-громко» Здесь мы предлагаем три карточки одного цвета, но разных оттенков по насыщенности, разбираем с детьми, что самый нежный оттенок может соответствовать тихой музыке, самый насыщенный оттенок – громкой музыке. Поиграем с Вами! (звучит отрывок «Утро» Э. Грига)

(Слайд 10) Для определения настроения музыки на начальном этапе можно использовать игру «Солнышко и тучка». Имеются два больших образца и индивидуальные карточки на каждого ребенка. Эту игру можно применять уже в младшем возрасте.

(Слайд 11)  Обратите внимание на слайд. Нами изготовлены игры, которые помогают описать настроение в музыке, например, «Грустно-весело». Перед вами на фланелеграфе портрет-схема человечка. Ребёнок может самостоятельно, манипулируя деталями схемы, составить эмоциональный портрет. (Подобрать грустные или веселые глаза, удивлённые и хмурые брови, задумчивую или весёлую улыбку).

 (Слайд 12) Следующий слайд «Зеркало настроений». В одной сказочной стране жили-были гномики-братья. И у каждого было своё настроение.  Подходя к волшебному зеркалу, они видели в нём своё отражение. Попробуйте и вы посмотреть в это зеркало, определить настроение гнома и изобразить его.

(Слайд 13)  Например, «Определи настроение музыки». Перед вами набор карточек-символов, обозначающих  настроение  музыки. Рассмотрите их. Давайте определим настроение, которое обозначает та или иная карточка. (злость, радость, грусть, удивление, испуг, спокойствие). Слушая музыку, поднимите ту карточку, которая соответствует, по вашему мнению, настроению музыки.

Слушание произведений: «Октябрь Осенняя песня», П. Чайковский;  «Токката № 565», Бах; «Серенада», Моцарт.

Какое настроение вы почувствовали? Отрывки из каких произведений мы прослушали? Можете мне сказать?

(Слайд 14)   Использование мимических карточек упрощает детям процесс определения оттенков эмоционального характера музыки.

Следующая игра, которую мы хотим предложить вашему вниманию, называется «Определи характер музыки». (Слайд 15) Перед вами набор карточек-символов. Каждая карточка-символ обозначает соответствующий характер музыки. На музыкальных занятиях дети постепенно знакомятся с этими символами. Попробуйте угадать характер  карточки,  рисунок сам подскажет ответ. (Веселая, радостная, грустная, тихая, громкая, плавная, ритмичная, скачущая, подвижная, медленная, солнечная, холодная).

(Слайд 16) Сейчас вы прослушаете произведение Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны». Я вам предлагаю задание с усложнением, которое можно использовать с детьми 6-7 лет, когда они уже знакомы с данными символами. Во время слушания музыки, на своих листочках Вы рисуете те символы, которые, по вашему мнению, отражают настроение и характер музыки. Для подсказки символы изображены на  слайде.

(Слайд 17) Анализ задания со слушателями.

(Слайд 18) Характер музыки можно передать в движении танца-импровизации.

(Слайд 19) А можно и нарисовать. Это рисунки детей к произведению Д. Б. Кабалевского «Клоуны».

(Слайд 20) В своей работе  используем разные символы-подсказки.  Например, игра «Нарисуй звук», помогает детям слышать, распознавать и зарисовывать звуки (капель, ливень, ветер, плеск воды и т.д.). 

Предлагаю поиграть. Вы сейчас прослушаете звук и попробуйте зарисовать его на своих листках.

        (Слайд 21) Использование символов-определений стимулирует развитие образного мышления и образной памяти, внимания, увеличивает словарный запас детей.

 (Слайд 22) Для развития звуковысотного слуха, закрепления знаний детей о музыкальных инструментах, умения определять звучание инструмента в музыке, мы с детьми играем в игру «Угадай, какой инструмент».

В этом сказочном домике живут музыканты. (Пособие «Теремок»). Они играют на разных музыкальных инструментах. Вы послушайте, и назовите, какой музыкальный инструмент вы слышите. Если правильно,  отгадка появится в окошке. 

Игра «Угадай инструмент» (металлофон, колокольчик, бубен, треугольник, маракас).

(Слайд 23) Для формирования основ музыкальной культуры и развития умений творческой интерпретации музыки, учим детей играть на музыкальных инструментах. А схемы, которые преподносятся в форме  игры,  облегчают этот процесс.

(Слайд 24)  Объясняем детям, что сейчас мы с вами превратимся в настоящих музыкантов, и создадим оркестр. У музыкантов в оркестре есть партитура, у нас – схема игры на инструментах. Здесь зашифрованы партии инструментов и последовательность их исполнения. Во время прослушивания музыки  укажу, какой инструмент звучит. (Показываю приёмы игры и партию каждого инструмента. Раздаю, по желанию участников, металлофон, колокольчик, бубен, треугольник, маракас).

Мы сейчас послушаем музыку гениального композитора  Вольфганга Амадея Моцарта «Турецкий марш» и украсим её игрой на музыкальных инструментах.

«Турецкий марш» Моцарт. Исполнение оркестра.

Такой приём работы  используем с детьми на заключительном этапе, предварительно, познакомив с внешним видом, звучанием, приёмами игры и  отработкой ритма на инструменте.

(Слайд 25) Вывод

Сегодня мы познакомили вас с некоторыми методическими приёмами, которые позволяют выстраивать педагогический процесс в игровой форме. Схемы преподносятся детям в виде дидактических игр, что облегчает процесс восприятия классической музыки, развивает интерес к ней. 

(Слайд 26) Рефлексия.

Прививая с раннего возраста детям интерес к музыке,  надеемся, что он сохранится в душе ребёнка в течение всей его жизни.

(Слайд 27) Хотелось бы закончить своё выступление словами великого философа Ф. Ницше: «Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…»

(Слайд 28) Спасибо за внимание!

 

 

 

Список литературы

 

  1. Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры. - Ростов-на-Дону :  «Феникс». Серия: Сердце отдаю детям, 2010 -212с
  2. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников М.; Просвещение 1986.-144с.
  3. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» М.; Просвещение, 1982. - 96с.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
  5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).
Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 385 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: