Главная » Файлы » Мои файлы

Применение игр краеведческого содержания в коррекционной работе в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
05.12.2018, 19:06

ФГОС предусматривает значительную часть времени (40%) в программе дошкольного образования на реализацию регионального компонента. Краеведение включает в себя знакомство с природой, животным миром родного края, изучение особенностей быта и культуры народов, живущих рядом, традиции народной педагогики. На этом богатом материале педагог может решать как воспитательные и образовательные задачи, так и задачи коррекции речевого развития дошкольников.

В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание использованию регионального компонента. Используя краеведческий материал, мы формируем и развиваем коммуникативную функцию речи, так как учим взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, корректно решать конфликтные ситуации, толерантно относиться к людям разных национальностей и вероисповеданий.

Краеведение позволяет как нельзя лучше создавать условия для индивидуальной работы с каждым ребенком, для раскрытия в каждом ребенке механизмов саморазвития и самореализации, включать их в поисковую работу, организовывать посильное участие в социальных инициативах (по изучению родного края, городских улиц, происхождении фамилий и т.д.). Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства дошкольников, личностные качества, формировать гражданскую позицию.

Краеведческий материал позволяет логопеду расширять объем словаря детей с опорой на их активное познание ближайшего окружения, истории родного края; формировать и совершенствовать грамматический строй речи; развивать речевую культуру посредством изучения родного языка. Учитель – логопед может решать коррекционные задачи в различных образовательных областях в процессе взаимодействия с воспитателями или специалистами ДОУ.

Для повышения качества коррекционно-образовательной работы необходимо совершенствовать традиционные формы помощи детям с речевыми нарушениями, а также использовать современные технологии.

В соответствии с ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста игровые технологии занимают лидирующую позицию.

Так как окружающий мир познается детьми в своем многообразии и единстве, в ДОУ осуществляется интеграция в образовательной деятельности.

Поэтому

Функции логопеда:

• Определение основных направлений и содержание работы в игре с каждым ребенком.

• Формирование выразительности речи.

• Коррекция звукопроизношения.

• Устранение недостатков слоговой структуры слова.

• Отработка новых лексико-грамматических категорий.

• Обучение связной речи.

Функции воспитателя:

• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе игр.

• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей в процессе игры.

• Формирование связной речи.

• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

 

 

Сегодня мы вам представим опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в процессе решения коррекционных задач посредством игр краеведческого содержания.

Такие игры способствуют развитию словаря, фонетико-фонематической стороны речи, связной речи и речевого общения, формированию грамматического строя речи, устной и письменной коммуникации, происходит уточнение значения слов.

В своей работе мы используем разнообразные игры краеведческого характера. Сейчас мы познакомим вас с некоторыми из них.

1 . «Путешествие по селу»

Основная цель игры: закрепить и систематизировать знания детей о селе, его достопримечательностях, объектах, развивать связную речь.

В ходе игры детям предлагаются задания:

- Назвать объект села, найти на карте его местоположение и поставить туда значок с фотографией.

- Проложить путь между какими–либо объектами села, например, пройти от детского сада до школы и рассказать мимо каких объектов проходит заданный маршрут.

- Почитать сколько определенных объектов находится в селе (магазинов, школ, домой и т.д.).

- Назови профессию (кто работает в школе, в больнице…)

2. «Прошлое настоящее»

Основная цель игры: знакомство и закрепление знаний детей о предметах быта прошлого, соотнесение их с предметами настоящего, их назначении.

В игре дети берут карточку с предметом быта прошлого, называют его, говорят о его назначении, затем выбирают ему современную версию.

3. «Кубики»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук, усидчивости.

4. «Узнай целое по части»

Детям предлагается узнать, какой объект села спрятан за цветным квадратом.

5. «Найди объект своего села»

В ходе игры нужно из четырех фотографий найти объект, расположенный в Липицах, например поликлинику, школу или детский сад.

6. «Русская изба»

Цель: знакомство с древнерусским бытом.

Детям предлагается расположить предметы быта и старинную утварь в избе назвать их и сказать о назначении.

7. Также мы используем лепбуки, содержащие информацию и игры по теме «Мое село Липицы». Игры: « Найди герб России, Московской области, Серпуховского района, села Липицы», «Профессии моего села», «Растения нашего края».

В процессе этих игр решаются следующие коррекционные задачи:

- Совершенствование слоговой структуры слова (овощевод, лиственница, обелиск и др.)

- Формирование грамматического строя речи (много домов, памятников, деревьев и др.)

-развитие связной речи (составление рассказов о селе, достопримечательностях)

-обогащение словаря

Представленные вашему вниманию игры способствуют не только расширению и активизации словаря дошкольников, но и развитию высших психических функций (логическому мышлению, вниманию, памяти). Игровые задания и упражнения формируют и совершенствуют инициативную речь детей, воспитывают гордость, любовь и уважение к родномукраю.

Включение элементов краеведческой тематики, в систему коррекционно-развивающих занятий, способствует повышению качественных показателей устной и письменной речи дошкольников.

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 10 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: