Главная » Файлы » Мои файлы

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММЫ «ТЕРЕМОК»
01.04.2020, 11:34

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, использования рекомендаций программы «Теремок», для полноценного развития детей раннего возраста. Изготовление и применение игр, сделанных из бросового материала - как самый хороший способ развития сенсорных способностей малышей.

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития маленького человека. В это время ребенок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке. Объяснения и инструкции не действуют на малышей. Поэтому для детей раннего возраста необходима особая педагогическая программа, которая отвечает возможностям ребенка и способствует его полноценного развития.

Мы остановили свой выбор на образовательной Программе дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.

Цель данной программы заключается в создании мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком опыта с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.

Программа направлена на обеспечение здоровья и безопасности детей, создание социальной ситуации развития детей раннего возраста, обеспечение социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его личностного и познавательного развития.

Программа представляет современную модель развития взаимоотношений педагога с детьми в образовательном пространстве: от воздействия, к содействию и сотворчеству (И.А.Лыкова, В.В.Кожевникова).

Мы хотим поделиться с вами своим опытом работы по организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста, с учетом рекомендаций из программы, и своих наработок.

Одной из главных задач познавательного развития детей раннего возраста, является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятие о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

Для решения данного вопроса были поставлены следующие задачи:

- создать развивающую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- способствовать развитию у детей обследовательских умений и мелкой моторики рук;

- воспитывать познавательный интерес, любознательность;

- приобщить родителей к изготовлению игр, для развития сенсорных способностей детей.

Дети, приходя из дома, только начинают привыкать к детскому саду и для благополучной адаптации игры по сенсорному развитию, как нельзя лучше подходят для этого. Родители не имеют нужной информации и опыта в воспитании своих малышей, они бегут в магазин, покупают дорогие игрушки, которые потом быстро надоедают детям.

Работая по программе «Теремок», мы применили рекомендации авторов и стали использовать в работе игры, сделанные своими руками. Игры по сенсорному развитию, мы изготавливаем из бросового материала и подручных средств, которые не требуют значительных финансовых вложений.

Для дидактического материала по развитию сенсорных способностей детей мы используем разнообразный бросовый материал: пуговицы, прищепки, разнообразные крышки, баночки от йогурта, ведерки, шнурки, губки, фетр, природный материал.

С помощью использованных пуговиц мы знакомим детей с величиной и цветом, а также развиваем мелкую моторику рук. Это дидактические упражнения «Собери бусы, чередуя цвет или одного цвета», «Выложи по образцу», «Колеса поезда, машины», «Окошки у самолета», «На дереве выросли ягоды-вишни», «Цветик-семицветик».

Игры с прищепками способствуют тому, что у ребенка координируются движения пальцев рук, зрительно - моторная система. Игры помогают в развитии точности и ловкости. Ребенок распознает цвет. Так, например, для хвостика моркови или свеклы придется выбрать зеленые прищепки. Лучики солнца засветятся желтым цветом.

Колючки у ежа или лапки божьей коровки будут темного цвета. Из тучки покапают синие капельки дождя.

С целью знакомства детей с длиной мы активно используем шнурки разного размера и цвета. В этом нам помогают такие дидактические упражнения: «К большому шарику привяжем длинную веревочку, а к маленькому короткую», «Украсим коврик длинной и короткой дорожкой», «Поставь медвежонка на длинную дорожку, а зайку на короткую», «Большая машина едет по длинной дорожке». Ну и конечно же используем шнурки для развития мелкой моторики рук.

Пустые ведерки выступают в роли сухого бассейна из круп. Дети на ощупь определяют такие геометрические фигуры как шар, кубик, кирпичик, призма. Игры с баночками разного размера обогащают сенсорный опыт малыша. Посредством осязания ребенок начинает различать форму, величину, качество предметов.

В своей работе используем разнообразные крышки, разного размера и цвета. Детей очень привлекает нетрадиционный дидактический материал. Из больших крышек дети выкладывают неваляшку, снеговика, большие колеса трактора. С интересом раскладывают маленькие крышки по цвету, чередуя цвет, по образцу. На готовые шаблоны выкладывают гусеницу, цветы, яблоки на яблоне, соответствуя цвету. Крышки не только раскладывают, но закручивают на резьбу от бутылок. Малышам очень нравиться сам процесс. Так в игре они «прикручивают» колеса машине, «ремонтируют» светофор или «украшают» бабочек.

Для повышения сенсорного опыта детей в качестве бросового материала мы используем природный материал. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников. Малыши учатся сравнивать объекты по форме, цвету, величине.

Дети с интересом отделяют большие шишки от маленьких. Угощают мишку большими шишками, а белку маленькими. Грецкие орешки проталкивают в большое отверстие, а фундук в маленькое. Собирают большие и маленькие листочки.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Наши родители активно участвуют в образовательном процессе. Познакомив их с нашими идеями и показав на примере игры, родители с готовностью подключились к нашей идее - готовить дидактический материал и игры своими руками. Родители проявили фантазию и воображение и выполнили дидактический материал из фетра. И наша дидактическая копилка пополнилась такими играми:

- «Пристегни жирафу бантик» (пристегивать и отстегивать кнопочки, подбирать по цвету бантик);

- «Спрячь язычок лягушки в ротик» (пристегивать маленькие кнопочки, застегивать молнию);

- «Завяжи шнурки» (просовывать в отверстие шнурки);

- «Найди каждой фигуре домик» (прикладывать геометрические фигуры по образцу и застегивать их на пуговички);

- «Разложи овощи на тарелку» (прикладывать овощи по образцу на липучку)

- «Составь цветочек» (прикладывать лепестки по цвету и пристегивать на кнопочки);

- «Найди пару варежке» (находить две одинаковые варежки)

- «Веселый огород» (все овощи сшиты из фетра, коробка- грядки)

Таким образом, мы убедились в том, что игры из бросового материала привлекают детей своей нетрадиционностью, простотой. Малыши сами проявляют к ним интерес. Создавая условия для восприятия объектов разными анализаторами отдельно и в комплексе, мы обеспечиваем полноценное сенсорное развитие детей раннего возраста.

Мы рекомендуем педагогам, в своей работе использовать Программу «Теремок» для детей раннего возраста, и применять в развитии сенсорных способностей игры сделанные своими руками, так как по опыту можем сказать, такие игры самые лучшие и интересные, а если взрослые их делают совместно с ребенком, это большой плюс.

 

Список литературы.

 

1. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух

месяцев до трех лет (проект) / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей

редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. – М.:

Издательский дом «Цветной мир», 2018. – 160 с.

2. Арт-методики для развития малышей: методическое пособие для реализации

комплексной образовательной программы «Теремок» (от двух месяцев до трех лет) / Под ред. И.А. Лыковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018. – 128 с.

3. Файзуллаева Е.Д. Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста.

Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» / Под ред. И.А. Лыковой. – М.: Издат. дом «Цветной мир», 2018. – 112 с.

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.

5. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.

6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 689 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: