Главная » Файлы » Мои файлы

«Системно-деятельностный подход, как основа реализации ФГОС ДО»
19.01.2015, 17:48

Многие годы традиционной целью Российского образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память детей загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме.  Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном  этапе понимается как уровень специфических умений,  когда знания приобретаются не «впрок», а как «научение жить здесь и сейчас».

Современная жизнь требует   от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача современного ДОУ -  подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ.

  В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. 

Этого позволяет добиться системно-деятельностный подход в обучении, основная цель которого -  научить учиться.

Структура современного занятия с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:   

                

Воспитатель                                                                 Воспитанник

Создаёт проблемную ситуацию                       Принимает проблемную ситуацию                               

                                            Выявляют проблему

  Управляет   поисковой                                        Самостоятельный поиск

 деятельностью                               

                                              Обсуждают результаты

 

В основе системно-деятельностного подхода лежит идея  эффективного  использования АМО (активных методов обучения) на каждом этапе образовательной деятельности и гармоничного встраивания их в образовательный процесс.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность воспитанников. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, то есть разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

Для каждого этапа образовательной деятельности используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам..

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).

4Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Мотивирование к учебной деятельности;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального обучения в пробном учебном действии;

 3. Выявление места и причины затруднения;

4. Построение проекта выхода из затруднения;

5. Реализация построенного проекта;

6. Первичное закрепление с проговариванием;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8. Включение в систему знаний и повторение;

9. Рефлексия образовательной деятельности на занятии (итог).

     Системно-деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения.

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 3584 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: