Главная » Файлы » Мои файлы

СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
23.10.2015, 08:26

СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ДЕТСКОГО  ЗДОРОВЬЯ

В ПРОЦЕССЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

 

Екатерина Викторовна Карцева, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок», первая квалификационная категория, Серпуховский район;

Лариса Юрьевна Лебедева, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок», высшая квалификационная категория, Серпуховский район.

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.  От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,  умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

 

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).

На  сегодняшний  день   первая задача ФГОС дошкольного образования направлена на решение «охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (пункт 1.6.)

Эта задача решается в процессе режимных моментов, которые строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Для достижения эффективности по сохранению и укреплению здоровья детей в нашей группе проводятся:

  • Организация теплового и воздушного режима в помещении;
  • Гигиенические процедуры (умывание и мытье рук прохладной водой);
  • Утренняя гимнастика;
  • Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин);
  • Беседы;
  • НОД;
  • Физминутки;
  • Прогулки во все времена года;
  • Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой;
  • Сон при открытых фрамугах (в теплое время года);
  • Гимнастика после дневного сна, ходьба по массажным дорожкам;
  • Работа по проекту «Я и мое тело»;
  • Взаимодействие с родителями.

Организация теплового и воздушного режима в помещении оказывает полезный закаливающий эффект, улучшает физическую терморегуляцию.

Гигиенические процедуры (умывание и мытье рук прохладной водой) имеют интенсивный закаливающий эффект. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям полезно ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы (дыхание, кровообращение, обмен веществ) помогают развитию правильной осанки.

В детском возрасте особенно велика роль питания. Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Ежедневно мы знакомим детей с меню. Рассказываем из чего приготовлено блюдо, какую пользу приносит каждый продукт.

С детьми проводились беседы на темы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «О здоровой пище», «Чистота и здоровье», «Полезное - неполезное», из которых дети узнавали, как нужно заботиться о своем здоровье, о вредных и неполезных продуктах, о витаминах. Была показана презентация «Осенние витамины», которая познакомила с витаминами А, В, С, Д и овощами, в которых они находятся.

В ходе непосредственно образовательной деятельности мы формируем у детей представления о его здоровье; о здоровом образе жизни; о поведении человека, по охране  не  только  своего  здоровья, а  также  и  окружающих его людей; формируем представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

В процессе художественного творчества направляем детей на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о здоровом образе жизни в рисунках, аппликации, поделках из пластилина.

Физкультминутки, проводимые во время занятий, носят игровой и творческий характер, включают в себя элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки мы подбираем в соответствии с темой занятия.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Гимнастика после дневного сна включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Ходьба по массажным дорожкам помогает формировать правильную стопу, не дает развиваться плоскостопию.

В группе оборудован центр для физического развития детей, в котором имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности: мячи (резинные, набивные); кегли; мешочки с песком; флажки для проведения подвижных игр; кегли и др. Весь спортивный инвентарь и оборудование доступно детям.

Работа по проекту «Я и мое тело» помогает сформировать у детей:

  • первичные представления о частях тела и их основных функциях (туловище, голова (глаза, нос, язык, уши) и шея, руки, ноги), их местонахождении, значении;
  • простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
  • основы здорового образа жизни;
  • правила ухода за своим телом.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

В целях сотрудничества с родителями по формированию ЗОЖ у детей проводились консультации на тему «Как интересно провести осеннюю прогулку с ребенком?», «О закаливании детского организма», «Здоровое питание для дошкольников», «Бережем здоровье с детства», беседы «Детское питание», «Мамам на заметку», «Детские заболевания и их профилактика», выставляются папки – передвижки. Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей обсуждаются на родительских собраниях.

В результате нашей работы у детей повысился уровень знаний в области ЗОЖ, изменилось отношение, стали более  бережно  относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором сохранения и укрепления здоровья детей и формирование знаний о здоровом образе жизни является пример взрослого.

Родители стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через информационные листы, беседы, консультации, родительские собрания дала положительные результаты.  

Таким образом, правильно организованная развивающая среда, с учетом  возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.     

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования. - М.: Центр  педагогического образования, 2014г. – 32 с.
  2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011г – 336 с.

3. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в Доу» - М.: ТЦ Сфера, 2008г. – 160 с.

Категория: Мои файлы | Добавил: Воспитатель
Просмотров: 1111 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: